Мильково: промыслы в «районе социальной направленности»
Репортаж о студенческой экспедиции "Нетипичная Камчатка: экономические стратегии жителей Мильковского района", прошедшей осенью 2022 года
Камчатка — полуостров, одаренный природой сполна: моря, полезные ископаемые, могущественные вулканы, богатые рыбой реки. На первый взгляд кажется, что большинство местных стремится жить там, где сконцентрированы основные производства по добыче, переработке и распределению природных даров. Только без исключений не бывает, и мы решили в них разобраться. В сентябре команда студентов под руководством преподавателя кафедры местного самоуправления Артемия Позаненко и аналитика проектно-учебной лаборатории муниципального управления Елизаветы Солоненко оправилась в Мильковский район. Несмотря на отсутствие крупных работодателей, выхода к морю, рыбной промышленности, добычи полезных ископаемых, район выделяется высокой численностью населения. Наша цель — выявить и описать ключевые элементы экономических стратегий жителей Мильковского района.
Бюджетники
Экономика Мильковского района характеризуется доминированием бюджетной сферы, представители администрации описывают это термином “район социальной направленности”. Женщины работают в школах, больницах, библиотеках, мужчины — в спортивных центрах, пожарных станциях, электростанциях. Бюджетники могут совмещать свое официальное трудоустройство с различными неформальными способами заработка — собирательством, рыбалкой, охотой. Обилие учреждений делает Мильковский район комфортным местом для жизни со сравнительно развитой социальной сферой. Так, например, дети могут посещать музыкальную, художественную и спортивную школы, спортивно-оздоровительный центр, дом творчества с различными кружками и секциями. Однако предоставленных в бюджетной сфере рабочих мест на всех не хватает, поэтому мы отправились искать ответ на поставленный вопрос дальше.
Мильково: промыслы в «районе социальной направленности»
КФХ
В советское время Камчатка была регионом, который обеспечивал себя сельскохозяйственной продукцией. Много лет и в самом Мильковском районе было несколько совхозов, которые являлись источником жизни на этой территории. Однако поддержка сельского хозяйства на Камчатке шла государству в убыток из-за высокой себестоимости, поэтому после распада СССР все большие сельскохозяйственные предприятия здесь перестали существовать. Тем не менее, в селе есть несколько относительно крупных крестьянско-фермерских хозяйств. В большинстве работают приезжие из других стран, а не местные жители. Мы пообщались с главой овощеводческого КФХ Мичуриной и производителем молочной продукции Марковым, товары которых известны и пользуются популярностью среди жителей всего Мильковского района.
В поселке Долиновка мы посетили картофельные поля и пообщались с работниками, которые занимаются там сортировкой картофеля. Оказалось, что овощеводство может стать прикрытием для нелегального заработка — под мешками с картошкой в грузовике незаметно провозят браконьерскую икру.
Даже в Мильково почти у каждого местного жителя есть личное хозяйство — небольшой огород, который позволяет не тратиться на овощи летом и даже зимой. В деревнях поменьше личные хозяйства играют более весомую роль: у жителей есть не только большие огороды, но и скот. Излишки, при их наличии, продаются. В труднодоступных заречных селах района, куда можно попасть только на пароме, встречаются приезжие, живущие исключительно за счет своего хозяйства. Переехали они туда, поскольку современное городское общество — “система” — их по разным причинам не устраивало.
Грибы и ягоды
Особую роль в жизни мильковчан играет собирательство. Любят ходить за грибами и ягодами почти все, но особенно активно этим занимаются люди пенсионного возраста. Сходить в лес для них — приятное времяпрепровождение, которое также может обеспечить их запасами (например, солеными грибами) на всю зиму. Если урожай выдался хороший, то можно легко собрать большое количество ягод/грибов и сдать их скупщикам. Крупным скупщиком в Мильково является комбинат пищевых продуктов “Юнет”, который принимает от местных жителей дикоросы для морсов и мармелада. В деревни района также с определенной периодичностью приезжают скупщики из Мильково. Мы не раз встречали людей, в том числе молодых, которые рассказывали, что занимаются продажей собранных ягод и грибов, а также продажей выловленной браконьерским способом рыбы и икры, которую они предлагали нам купить по очень низкой по материковым и даже петропавловским меркам цене. К сожалению, как отмечали почти все информанты, из-за очень жаркого и сухого лета ягод в этом году почти не было.
Охота
Охота как вид деятельности встречается у мильковчан реже, потому что требует определенных навыков, средств на покупку необходимого оборудования, а также лицензии. В большинстве своем охотой занимаются мужчины, для которых это скорее приработок. Разумеется, деревенским жителям заниматься охотой удобнее, чем городским, ведь их охотничьи угодья могут находиться совсем близко к постоянному месту жительства. Если охотиться строго по лицензии, то мяса на продажу не хватит, но можно продавать шкурки соболей. Однако добропорядочных охотников встречали мы довольно мало, в основном это браконьеры. Кстати на медведей ходить местные особо не любят, ведь прежде чем есть его мясо, нужно провести множество проверок, зачастую хозяева леса болеют, и их мясо буквально ядовито для человека.
Медведи также являются частыми гостями деревень, что может составлять опасность для жизни людей и скота, поэтому местным жителям приходится расправляться с лесными гостями из соображений безопасности. Один из жителей поселка Таежный рассказал нам, как у них в качестве домашнего питомца жил медведь на привязи, которого они нашли еще медвежонком. Он спал в коридоре, был довольно послушным и неагрессивным, а когда вырос, его отдали в зоопарк.
КМНС
Отдельно стоит сказать о том, как живется в Мильково представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС). Для них на территории Камчатки существуют определенные льготы. Представители КМНС могут объединяться в общины или присоединяться к уже существующей. На территории Мильковского района всего 24 общины. Их деятельность может быть как традиционно-хозяйственной (рыболовство, охота), так и культурно-просветительской. У общины есть свои льготы на ловлю рыбы, и отдельные индивидуальные льготы, которые выделяются каждому представителю КМНС. Помимо этого, представители малых коренных народов имеют право на бесплатные лекарства, лечение зубов, питание детей в школах и предоставление школьникам учебников и одежды.
Вдобавок к культурно-просветительской и традиционно-хозяйственной деятельности, общины могут зарабатывать на туризме . Яркий пример тому — место, где мы остановились, — “Эвенское стойбище”. Эта стилизованная турбаза принадлежит представителю общины КМНС и его семье. На территории стойбища живут собаки, которые в зимнее время задействованы в гонках на упряжках и катании гостей.
Рыбалка
Рыбалкой, однако, занимаются не только представители коренных малочисленных народов, которым это официально разрешено. Конечно, почти все любят в качестве развлечения сходить и половить гольца, но есть также и те, кто вылавливают рыбу нелегально в довольно больших количествах на продажу.
Рыбное браконьерство — довольно распространенная форма заработка на территории Мильковского района. В самом Мильково людей, которые живут исключительно за счет ловли рыбы, мы нашли мало. Хотя там узнали об интересном способе сбыта выловленной продукции — чат в Whatsapp, в котором жители Мильково продают и покупают различные вещи друг у друга, в том числе рыбу и икру. Более того, икру продают даже на Авито.
Данный вид заработка далеко не всегда объясняется жаждой наживы: рыбалка часто становится единственно доступным способом заработка в поселке, где не хватает рабочих мест. В том числе мильковчане отметили, что у себя в районе им негде купить свежую рыбу или икру, кроме как у браконьеров или представителей КМНС. В магазинах она не продается, несмотря на то, что вылавливается прямо у них.
За время экспедиции нам удалось поговорить с разными браконьерами — теми, кто за сезон может заработать несколько миллионов рублей, и теми, кто вылавливает рыбу и икру исключительно себе на пропитание. Это еще раз подчеркивает, что браконьерство — не однородное явление и вызвано больше необходимостью выжить в непростых условиях.
Как нам рассказали, рыбнадзор далеко не всегда работает эффективно и бывает заинтересован в том, чтобы вместо ловли браконьеров ловить рыбу. Мы также узнали о возможности купить “индульгенцию”, то есть дать взятку “рыбникам”, чтобы они не беспокоили тебя целый сезон и ты мог бы спокойно ловить рыбу. Такое точно практиковалось раньше, однако насчет того, есть ли до сих пор, мнения расходятся.
Обратную сторону рыболовного дела мы узнали, пообщавшись с полицейским, который также участвует в рейдах по выявлению браконьеров. Он рассказал нам, как эти рейды происходят: днем они смотрят, в каких местах реки незаконно установлены сети, а ночью сидят в засаде и ждут, когда рыбак придет забирать улов. Полицейский рассказал историю, как на очередном рейде его коллеги нашли мужчину, который был привязан в лесу цепями браконьерами, видимо, за что-то провинившись перед ними.
Мильковский район — место контрастов. Человек здесь может жить в многоквартирном доме, окруженном дикой природой, работать врачом и зарабатывать на браконьерской рыбалке, завтракать красной икрой и брать кредит на мобильный телефон. Отсутствие необходимого количества рабочих мест заставляет людей искать дополнительные источники заработка, рисковать, иными словами, использовать все ресурсы места, в котором они живут. Кто-то из жителей говорит, что в Мильковском районе им приходится выживать, а кто-то переезжает сюда из других регионов России и даже других стран, потому что для них это лучшее место для жизни, со своими возможностями, ценностями и правилами.
Алисия Астафьева
Дарья Бородина