Репортаж о цикле студенческих экспедиций “Местное самоуправление в малых городах. Владимирская область”
Программа “Открываем Россию заново” НИУ ВШЭ и факультет социальных наук уже который год предоставляют студентам возможность узнать, как устроены местное самоуправление и местное общество в малых городах. В этом году для цикла студенческих экспедиций была выбрана Владимирская область. Сотрудники НИУ ВШЭ заранее договорились с региональным Министерством внутренней политики о содействии в сборе материалов для исследования и организации встреч с представителями органов местного самоуправления.
В экспедициях приняли участие студенты 3 курса бакалавриата ОП “Государственное и муниципальное управление”.
Поток был разделен на две волны по 2 и 3 группы: с 16 по 18 мая часть студентов пребывала в Собинке и Судогде , а с 21 по 23 мая другие посетили Кольчугино, Гороховец и Вязники. Студентов сопровождали Ю.М. Плюснин, А.А. Позаненко, Л.Г. Романова, Е.А. Солоненко, Г.А. Сталинов и Н.В. Лимонов.
В рамках курса "Местное самоуправление" были организованы трехдневные экспедиции, благодаря которым студенты, помимо приобретения навыков проведения полевых исследований, смогли узнать о работе органов местного самоуправления малых городов. Будущие управленцы посетили районные администрации и узнали, как устроена их работа изнутри.
Я очень рад, что на нашем направлении организовали экспедиции. Проведение исследования в малом городе - это отличная возможность понять весь курс на личном опыте.
(с) Даниил Полоников, Вязники
Во время экспедиции студенты вели дневники наблюдений, а по итогам - написали исследовательскую работу.
Лично мне очень понравилось, так как этот выезд позволил мне получить те знания, которые нельзя получить на лекциях и семинарах. Я понял, как в идеальном мире должен работать муниципальный служащий. Мне было очень приятно знакомиться с людьми, узнавать об актуальных проблемах муниципалитета. Очень жаль, что такие экспедиции предусмотрены лишь на третьем курсе. Мне кажется, что если бы мы каждый год так ездили, то к конце обучения владели бы очень ценными прикладными навыками, а главное - поняли бы, что такое местное самоуправление и как оно работает.
(с) Михаил Сахно, Кольчугино
Считаю, что для людей, которые в будущем планируют так или иначе связывать свою жизнь с государственным управлением, критически важно понимать, как живет страна, как выглядит основная масса ее промышленности, как живет большая часть людей, как зарабатывает на жизнь, развлекается и так далее
(с) Кирилл Мулыгин, Судогда
Управление в малых городах: студенты узнали, как работают местные администрации
По приезде в места проведения экспедиций студенты первым делом посещали администрации, где их приветствовали главы и рассказывали о районе. Студенты могли задать интересующие их вопросы. После чего студентов представляли руководителям разных отделов администрации, с которыми они обсуждали выбранные заранее темы для исследования. Спектр тем был широк и затрагивал образование, экономику, культуру, промыслы, социальную поддержку населения и ряд других.
В рамках интересующих вопросов студенты знакомились с устройством администраций и собирали необходимый для их работы материал.
Представители администрации Кольчугино оказались доброжелательными и открытыми для диалога. Нас провели в местную библиотеку, где в гостеприимных условиях ответили на все наши вопросы и организовали на следующий день экскурсию.
(с) Анна Котельникова, Кольчугино
Начальники отделов администрации подробно рассказали нам о текущей ситуации в муниципальном образовании, не скрывая ряд проблем; познакомили нас с представителями других учреждений, сопровождали нас во время наших наблюдений, договаривались о различных экскурсиях. Нас даже поили чаем с конфетами.
(с) Дарья Лысова, Собинка
Люди в местной администрации очень отзывчивые и открытые. Все, с кем нам удалось повзаимодействовать, предоставили необходимые материалы для исследования, подробно рассказали о роде своей деятельности.
(с) София Богданова, Вязники
Подходы студентов к сбору данных
Важным этапом сбора информации были беседы с местным обществом. Студенты брали интервью у прохожих, опрашивали местных жителей, проводили интервью с представителями государственных и муниципальных учреждений, ездили в села и окрестности города.
В Судогде люди открытые, дружелюбные, долго разговаривали с нами, в начале немного стеснялись, но потом старались подробно обо всем рассказать.
(с) Георгий Гагач, Судогда
Тема моего исследования имеет непосредственное отношение к образу жизни большого числа людей. Задаваемые мной вопросы не позволяли моим собеседникам оставаться равнодушными.
(с) Екатерина Шляпина, Судогда
Люди делились своими проблемами и пожеланиями, все были вовлечены в процесс. Видно, что у них действительно есть боли, которые они хотят утолить, возможность ими поделиться - уже большой успех.
(с) Нурудин Гаджиназаров, Кольчугино
Выбор мест, где можно было получить нужную информацию, варьировался в зависимости от цели работы. Для некоторых было полезнее детально обсудить тему с сотрудниками администрации, а кому-то нужно было находить целевую аудиторию на улицах малых городов. Как правило, студенты весь день проводили за работой.
Результатами плодотворной работы студенты делились на вечерних семинарах и вместе с преподавателями обсуждали итоги дня: говорили об общих впечатлениях и о том, как продвигается сбор информации для исследования.
Семинары длились долго, но именно на них мы узнавали больше о темах друг друга и об устройстве города.
(с) Евгений Долгов, Гороховец
Хотим выразить слова благодарности районным администрациям Владимирской области за данную студентам возможность исследовать местное самоуправление и узнать об устройстве малых городов.
До этого времени мне приходилось бывать лишь в крупных городах, поэтому я заметил колоссальную разницу между той же Москвой и Вязниками. Людям на тебя не все равно, они готовы помочь, рассказать о своем городе, предоставить нужные контакты. Поездка в Вязники была как отдушина от быстрой и динамичной Москвы, в малом городе все было размеренно, никто никуда не торопился.
(с) Ашот Саргсян, Вязники
Авторы: Максимова В.Д., Павлихина Е.К.