Репортаж о студенческой экспедиции “Восприятие себя в окружающей природе жителями бассейна Подкаменной Тунгуски”
В середине осени команда студентов и аспирантов под руководством сотрудников проектно-учебной лаборатории муниципального управления А.А. Позаненко и Г.А. Сталинова провела больше двух недель в Красноярском крае. Республики Тыва, Хакасия и Красноярский край не случайно зовут Енисейской Сибирью. Вместе с многочисленными притоками эта река до сих пор определяет уклад жизни местного населения. В бассейне одного из них, Подкаменной Тунгуски, вдали от дорог, посреди тайги расположен поселок, в котором проводилось наше исследование.
В 2022 году вышла научная статья А. Позаненко, в которой описывался так называемый “приморский парадокс” и его возможные причины. Автор обобщил и дополнил терминологию самовосприятия в окружающей природе жителей разных уголков нашей страны: посторонний, гость, охранник, пользователь, хозяин, сын, вор. Каждый из них по-своему видит природу и свое место в ней, по-разному использует ее ресурсы.
В ходе экспедиции мы изучали хозяйственные практики жителей поселка и пытались определить, как они себя воспринимают в окружающей природе и какие факторы это восприятие формируют.
Маршрут
До поселка добирались самолетом и вертолетом через Красноярск и Байкит.
Между рейсами в Красноярске исследовали достопримечательности, в Байките – селе в Эвенкийском районе с населением около трех тысяч человек – только переночевали. Здесь есть аэропорт, который является связующим элементом с "большой землей" для окрестных таежных поселков.
Поселок
На следующее утро мы прибыли в поселок, в котором проходила основная часть нашей исследовательской работы. Место территориально изолированно – ни постоянных дорог, ни зимника, поэтому добраться до него непросто – вертолетом раз в неделю или на моторной лодке. Приветствие было теплым: не успел вертолет приземлиться на берегу реки, а местные уже подъехали на квадроциклах и маленьких тракторах, чтобы нас встретить.
В поселке живет около 200 человек, преимущественно они занимаются таежными промыслами. В основном это рыбалка и охота, в меньшей степени – собирательство.
Наш быт
Обосновались мы в новом здании поселкового дома культуры. ДК небольшой: библиотека, кабинет заведующей, зрительный зал, где мы спали, и гримерка-кладовая, из который мы организовали кухню. Отдельная комната в нем отведена под котельную – в ней дровяная печь, нагревающая резервуар с водой, бегущей по трубам к радиаторам. А вот воду пришлось носить по очереди. В поселке вырыты скважины, одна на несколько домов, но к ДК вода не подведена.
О готовке договорились с местными женщинами, но дополнительно к этому наш предбанник-холодильник постоянно пополнялся разными продуктами, которые приносили неравнодушные соседи: овощами, рыбой, молоком и морсами.
Чуть ли не каждый день для нас топили баню.
Формат работы
Материал собирали, разбившись попарно. Проводили интервью и беседы. Много наблюдали, участвовали в хозяйственных и других делах: рыбачили, сопровождали на охоту, убирали огород, доили коров, помогали заготавливать лес.
Охота
Основным источником заработка для многих семей является соболиная охота.
Почти все мужчины от 18 и до 60-70 лет в начале-середине октября уходят в лес на несколько месяцев: ходят по путикам от одной избушки до другой и проверяют капканы. Путиком называют охотничью тропу, вдоль которой расположены ловушки и капканы. Обычно они находятся возле ручьев, кедрачей, зарослей рябины и шиповника – мест, которые привлекают дичь. За каждым охотником закреплен отдельный участок в несколько сотен квадратных километров. В среднем на участке стоит около семи избушек, переход от одной к другой по путикам занимает день. В конце маршрута охотник останавливается в “базовой избушке”, где есть возможность отдохнуть, попариться в бане и выйти на связь с семьей.
У каждого поселка есть своя радиоволна, по которой охотники переговариваются, делятся последними новостями, предупреждают друг друга об опасностях и просто скрашивают время общением. В избушках, сразу на месте, подготавливают шкурки для сдачи, чтобы дальше передать их через охотничье общество на пушной аукцион в Петербурге.
До начала сезона надо успеть подлатать избушки, завезти топливо и пропитание, проверить путики и капканы, насторожить их. В конце ноября, когда встаёт лёд, охотники возвращаются в посёлок, но до марта продолжают периодически уезжать на 1-2 недели, чтобы проверить капканы.
Кроме соболя, охотятся на лосей и оленей, их употребляют в пищу. В поселке нам довелось попробовать блюда из сохатины (так местные называют мясо лося) и оленины.
Местные парни отправились на охоту на глухарей и взяли с собой нескольких членов экспедиции – показать реку и одну из базовых изб. До участка в 45 километрах добирались на моторках. Показали капканы на соболя — капканчик на палке крепится к стволу дерева на полутораметровой высоте, обязательно с приманкой (привадой). Рассказали, что для привлечения некоторых птиц используют специальные свистки – манки. Один из охотников продемонстрировал, как он переговаривается с рябчиком. Оружие и патроны завозят в избушки до начала сезона. Глухари, правда, в тот день так на глаза и не попались.
Рыбалка
Рыбалка также является одним из важнейших промыслов в жизни местного населения. В Подкаменной Тунгуске и ее притоках водится много рыбы: хариус, налим, сиг, таймень, щука, окунь. Можно поймать тугуна, в озерах – карася. Ловят ее круглогодично, на подледную рыбалку выходит весь поселок. Ловят в основном для себя, могут поделиться с соседями и знакомыми.
Рыба – важная часть рациона местных. Это обусловливает и религиозный фактор: жители поселка набожны и стараются соблюдать посты, во время которых запрещено есть мясо.
Одна из жительниц посёлка, заядлая рыбачка, устроила рыбалку и нам. Одно из мест ловли хариусов – в 50 км от поселка, туда мы добрались на моторной деревянной лодке метров 5 в длину, “деревяшке”. За несколько часов удалось наловить два кана рыбы, которую мы позже пожарили на мангале возле одной из охотничьих избушек.
Сельское хозяйство и собирательство
Из-за удаленности от крупных городов жители предпочитают обеспечивать себя продовольствием сами, поэтому в огородах выращивают все необходимые сельскохозяйственные культуры: картофель, морковь, капусту, чеснок, лук и другие. Очень распространено выращивание малины. Когда мы приехали, на некоторых кустах ещё висели ягоды, так как вегетационный период на севере заканчивается позже. В теплицах иногда выращивают и арбузы, причем созревают они большими и сладкими.
Очень развито в поселке животноводство. Держат птицу, почти в каждом дворе есть корова, подчас и не одна. Днем они гуляют по поселку, а на ночь их загоняют в “стойку”. Молока так много, что его даже отправляют в соседние посёлки на продажу благодаря программе "соцгруз". Отправка для местных бесплатная.
Помимо соболя и дичи, лес снабжает местное население всевозможными ягодами, кедровыми шишками, грибами. В основном их запасают для себя. В сезон можно собрать бруснику, голубику, чернику, землянику, костянику, клюкву, княженику. Есть и грибы: грузди, рыжики, путики.
Чужаки
Одним из факторов, влияющих на самовосприятие жителей, является наличие или отсутствие чужаков на территории.
В силу изоляции чужаков в поселке немного и появляются они нечасто. Туристы-сплавщики иногда останавливаются в поселке, чтобы закупить еды или переночевать. Приезжих из города, совершенно посторонних, здесь нет. Поселок располагается далеко от ближайших месторождений нефти, нет поблизости и промышленных лесозаготовок. Следовательно, вахтовиков тоже не наблюдается.
Свадьба
За время экспедиции мы запечатлели даже местные свадебные традиции. Посетили свадьбу, куда нас пригласили, поучаствовали в ее организации и проведении. Две участницы нашей экспедиционной группы накануне свадьбы весь день помогали готовить помещение к предстоящему торжеству: двигали столы, гладили тюль, надували шары, вешали украшения. А один из наших парней стал тамадой!
Свадьба прошла в соответствии с традициями: были на ней и привычные конкурсы, пелись песни, а столы ломились от количества еды. Больше половины поселка поздравило молодых и побывало на свадьбе.
На второй день свадьбы началось все самое интересное. Молодожены должны были слепить пельмени и угостить ими гостей. Мужу было положено колоть большую чурку, начиненную "короедами" – мелочью и купюрами. Жена же должна была вымести мусор из сеней, в который гости кидали деньги. А потом молодожены вместе доставали купюры, спрятанные в щелях в стенах и на потолке.
Сибиряки приняли нас очень гостеприимно, приносили продукты, давали для поездок в лодках теплую одежду, дарили небольшие подарки, звали обедать и пить чай, топили нам баню. А мы – помогали по хозяйству и в других делах. Четверо студентов даже нарисовали табличку-оберег для дома, которую местные повесили на ворота.
Теплоход
По погодным условиям вертолет перенесли, и мы остались в посёлке на дополнительные сутки. Подобное случается часто. Следующий день был почти солнечный, и мы вылетели на Енисей, где сели на теплоход, курсирующий между Дудинкой и Красноярском.
Плыли мы три дня и за это время смогли пообщаться с его пассажирами. Нам рассказывали об особенности жизни в северных селах, о рыбалке и охоте. Как оказалось, эти промыслы распространены на территории всего Красноярского края. Две пассажирки поделились с нами легендами эвенков и кетов – коренных малочисленных народов, проживающих в этой местности.
За 16 дней мы использовали 4 вида транспорта, побывали на валке и сплаве леса, наблюдали рыбалку и охоту, попробовали, кажется, все местные виды рыбы и дичи.
За время пребывания в поселке мы выяснили, насколько важна окружающая природа и ее богатства для местных жителей. Лес кормит и позволяет добывать средства к существованию за счет соболиной охоты. Река является и источником пропитания, и связующей нитью с окружающим миром. Неудивительно, что жители берегут природу и добывают не больше необходимого для жизни.
Мы с уверенностью можем сказать, что небольшой поселок хозяев тайги подарил не только полевые материалы, но и воспоминания, которые мы определенно пронесем через всю жизнь.
Элина Артюх
Софья Бызова
Елизавета Щекина