Пермь, Осенняя школа - 2012
В Перми прошла Осенняя школа кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ и кафедры государственного и муниципального управления Пермского филиала НИУ ВШЭ на тему "Муниципальная власть и местные сообщества в решении проблем крупного города"
В новом учебном году преподавателями кафедры местного самоуправления НИУ ВШЭ и кафедры государственного и муниципального управления Пермского филиала НИУ ВШЭ под руководством проф. С.Г. Кордонского и доц. Е.Л. Зуевой проведена очередная летняя школа для студентов и аспирантов. Исходно Школа значилась как летняя и планировалась в городе Кунгуре в июле этого года, но разные обстоятельства, в том числе и одновременное проведение школы на Алтае, вынудили перенести её на позднюю осень. Так что она стала именоваться Осенней Школой (кстати, для факультета ГиМУ это уже третья осенняя школа – две первых проводились на Угорском муниципальном стационаре в 2009 и 2010 гг.). В нынешней школе приняли участие 23 студента и аспиранта из московской вышки и 12 студентов из пермской. Руководили ими целых четыре профессора кафедры местного самоуправления и три пермских доцента. Так что все мы были под надёжным присмотром.
Тематика школы была традиционно муниципальной, но разнообразной. Среди заявленных тем значились муниципальные угрозы в аспекте их определения, выявления, анализа, ранжирования и нейтрализации, больные вопросы взаимодействия местных сообществ с государственными и муниципальными органами власти, проблема определения статуса муниципалитетов как домовладельцев.
Задачи, которые решали студенты, носили проектно-учебный характер. Они участвовали в описании функций муниципалитета в процессе выявления, анализа и нейтрализации угроз, определяли «онтологический статус» и ранжировали общественные угрозы. Описывали деятельность специализированных организаций, аккумулирующих интересы граждан и продвигающих их реализацию во взаимодействии с органами власти, фиксировали на месте основные жилищные проблемы крупного города.
В ходе работы студенты встречались со служащими различных структурных подразделений местной администрации и депутатами представительного собрания Перми, посещали организации территориального общественного управления, даже общались с местными жителями. Ежедневно проводился круглый стол, в ходе которого участники обсуждали вышеперечисленные проблемы, делились опытом и выступали с докладами по основным вопросам школы. Нередко стол переносился в общежитие, где жили студенты и затягивался до ночи, завершаясь песнями под гитару.
По результатам поездки студенты и аспиранты успели доработать типологии муниципальных угроз, и даже описать основные способы их ранжирования, а также исследовать способы их объективизации и нейтрализации, что наверняка будет полезно специализированным подразделениям исполнительной власти. Познакомившись с работой территориального общественного самоуправления в районе Судостроительный, мы определили их место в части выявления локальных угроз. Нас погрузили в многочисленные проблемы, возникающие в сфере жилья (большая доля аварийного и ветхого жилья, изношенность инфраструктуры, пробелы и коллизии в законодательстве, низкая инициатива большинства собственников). А в завершение всех нас, и даже профессоров, покормили вкусным обедом в школьной столовой, где дежурство несли второклассники. Школа, кстати, оказалась партнёром Вышки – в ней готовят будущих её студентов.
Таким образом, студенты немало узнали: и про муниципальные угрозы, и про ветхое жильё, бич крупного города, и про трудности повседневного управления крупным городом, столицей региона. При этом приобрели и укрепили навыки диалога с руководителями подразделений органов государственной и муниципальной власти. Познакомились с новыми для них формами самоорганизации горожан, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Наконец, кому-то из нас удалось собрать эмпирический материал для курсовых и дипломных работ.
Развлекательная программа многообразна. Участники посещали церкви и мечети, музеи и театры, гуляли по живописным улицам Перми, обращая особое внимание на объекты современной архитектуры, исследовали исторические и культурные достопримечательности города. В последний день для участников была организована обзорная экскурсия по городу, включающая краткие жизнеописания наиболее известных лиц, посещавших город или живших в нем, заметки о исторических вехах развития города.
И снова все участники вернулись домой здоровыми, довольными и утомлёнными обильными новыми знаниями.