Алтай, лето 2012
Подведены итоги Летней школы кафедры местного самоуправления ФГиМУ и Проектно-учебной лаборатории муниципального управления «Этно-конфессиональные аспекты организации местного самоуправления»
Кафедра местного самоуправления факультета совместно с Проектно-учебной лабораторией муниципального управления в очередной – третий – раз провела в июле 2012 (с 30 июня по 10 июля) летнюю школу для студентов и аспирантов Вышки. Второй раз школа организована на Алтае, в горной его части, в Чарышском районе Алтайского края и Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
Руководил работой летней школы заведующий кафедрой местного самоуправления ФГиМУ ординарный профессор ВШЭ С.Г. Кордонский. Поскольку все наши летние школы – это не просто учёба, но учёба в форме преимущественно эмпирических полевых исследований, в процессе которых и ведётся собственно обучение, была задана тема школы, которая имеет серьёзное значение для многих районов юга Западной Сибири: «Этноконфессиональные аспекты организации местного самоуправления». Причина в том, что во многие районы горного Алтая издавна тянутся люди, бегущие из крупных городов и ожидающие найти здесь не только покой и умиротворение, но и обрести новый мир, новую религию, а то и самим принять участие в создании общества будущего и Нового Человека. Эти вновь приехавшие люди, сообщества, которые они создают здесь, становятся фактором беспокойства и «головной боли» для местной власти, поскольку требуют от неё нетривиальных решений, неординарных управленческих усилий. Студенты и занимались изучением таких новых для местной среды обществ (и общин) и знакомились с попытками местной власти по освоению нового для неё управленческого опыта.
В этом году участники школы были исходно разделены на два полевых отряда. Первым, базировавшемся на Чарышском стационаре в урочище Тёпленьком, руководил проф. Кордонский. Отряд состоял из 14 студентов и аспирантов. Вторым, мобильным отрядом, который должен был обследовать несколько поселений в Горном Алтае, особенно в знаменитой Уймонской долине, руководил проф. Ю.М. Плюснин. Отряд состоял из 8 студентов и аспирантов.
В Чарышском районе Алтайского края участники школы изучали главным образом так называемых анастасийцев, последователей активизировавшегося в последние годы движения «Звенящие Кедры России», численность которых в этом районе отмечалась как существенная, в связи с чем он и был выбран для исследования. Студенты командными усилиями ежедневно решали задачи как исследовательского, так и бытового характера: жили в таёжном лагере (правда, с баней), готовили еду на костре, возле которого же проводили и ежевечерние семинары, обследовали ближайшие деревни, выезжали в районный центр, где общались с представителями местной власти или предпринимателями, расспрашивали прохожих или просто наблюдали устройство быта людей. Во время вечерних семинаров участники делились впечатлениями, общались с преподавателями и друг с другом, собирая и структурируя материал для будущих дипломных работ. Некоторые из студентов впервые оказались в столь удаленных от крупных городов местах, однако быстро адаптировались к новым условиям.
Студентам необходимо было описать социально-экономические особенности общин анастасийцев, попробовать оценить результаты их деятельности по смене образа жизни, найти признаки самоорганизации общины, определить наличие и степень влияния переселенцев на местную власть и, наконец, выявить проблемные поля взаимодействий переселенцев с местными жителями. В результате мы составили социально-экономический портрет переселенца, выявили привлекательные для него характеристики поселения, описали модели взаимодействия переселенцев с местной властью и местными жителями.
В части развлекательной программы для участников школы был организован сплав по реке Чарыш, поездка в места захоронений древних скифов. Все студенты вернулись здоровыми, загорелыми и отдохнувшими.
Второй отряд передвигался по сложному маршруту от Горно-Алтайска на юг в Уймонскую долину и к подножию горы Белухи, по пути обследовав одно из главных алтайских «бурханистских» (полу-языческих) святилищ в селе Ело Онгудайского района, где расположено множество курганов скифского времени. Основное базирование отряда было среди высокой травы на усадьбе жителя села Чендек в Уймонской долине, активного последователя Н.К. Рериха, представителя множества других «рерихнутых» (как их едко называют местные жители) в этом районе. В ходе ежедневных поездок по сёлам долины студенты и аспиранты знакомились с этническими и религиозными аспектами жизни нескольких местных обществ – рерихианцев и старообрядцев, адвентистов и «этно-формата», язычников и простых местных жителей. Узнавая новое, участники поездки получали или оттачивали и навыки полевой работы. Каждый рабочий день завершался вечерними лекциями и семинарами, на которых обсуждались наблюдения, сделанные за день.
В содержательной части школы были исследованы взаимоотношения между местными и приезжими, а также структура и внешние связи (между собой, с местными жителями и с властью) религиозных и сектантских общин и организаций. Были выявлены интересные закономерности влияния этно-конфессионального «ландшафта» на местное самоуправление. А нетривиальные высказывания части представителей изучаемой этнокультурной среды (обычно это были горожане, приехавшие не только «со своим уставом», но и с собственным «монастырём», как анастасийцы и «этно-форматовцы») пополнили научную картину мира участников некоторыми неожиданными и полезными фактами. Например: «Р азвитие – это когда развитые люди развиваются»; «Когда язык плазмы войдёт в эру водолея, души недостаточно утончившихся будут переселены на Сатурн, потому что это очень плохая, плотная планета. Утончившиеся же продолжат свой путь на Земле»; «Если у человека есть корректор функционального состояния, то его не остановит ДПС»; «Елена Ивановна Рерих внесла огромный вклад практически во все мировые религии. В своей книге «Основы буддизма» она «добавляет своё в учение Будды, как бы стремясь показать, каким оно должно было быть»» и много чего другого.
Непривычные для обычного человека сообщества, отдельные люди, их мировоззрения и поступки – особенно в сочетании с новой для многих из нас алтайской природой – сделали экспедицию не только познавательной, но и яркой и запоминающейся. Увиденное и услышанное ещё долго будет обсуждаться участниками школы.
Прожив неделю в палатках при ежедневном дожде и на скудной пайке, студенты несколько заскучали, поэтому их руководитель решил разнообразить их обитание и исследовательские приёмы, отправив в утомительную двухдневную поездку на 2000 километров, якобы для знакомства с природой и историко-культурными достопримечательностями Алтая.
Несмотря ни на что, студенты выдержали и эти дополнительные тяготы, которые завершились для них в барнаульском аэропорту после 14-часовой ночной поездки по горным дорогам и под непрекращающимся ливнем.