• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статьи сотрудников лаборатории в журнале "Мир России"

О распределённых мануфактурах и о пространственно изолированных сельских сообществах

В №4 за 2018 г. журнала "Мир России" опубликованы следующие статьи:

1) Кордонский С.Г., Плюснин Ю.М. Архаические экономические институты: распределенные мануфактуры в малых городах России (с. 6-30)

Аннотация. Авторами выявлен и описан новый феномен хозяйственно-экономического поведения населения в малых городах провинциальной России – распределенные (рассеянные) мануфактуры. Самодеятельное, активное население некоторых малых городов в условиях экономического кризиса, неразвитости местных рынков труда, широкого распространения неформальной и теневой экономики сформировало особые способы (модели) экономического поведения, некогда характерные для ранних стадий капитализма в Европе и России – рассеянные мануфактуры. В отличие от распространенного сейчас распределенного производства (distributed manufacturing), широко использующего информационные технологии, рассеянные мануфактуры в российских малых городах могут представлять архаический институт, поскольку воспроизводят все атрибуты экономического института XIV–XVIII веков, в том числе соответствующие производственные отношения и формы артельной и цеховой организации труда. В деятельность мануфактуры вовлечена значительная часть трудоспособного населения малых городов и их сельской округи. Мануфактуры созданы на базе традиционных производств уникальных местных товаров. Описаны (с использованием методов непосредственного наблюдения и интервью) распределенные бизнес-процессы при изготовлении и продаже козьих пуховых платков и других пуховых изделий (пуховые мануфактуры Урюпинска и Новохоперска), изделий из меха (меховая мануфактура Лабинска), кожаной обуви (сапожная мануфактура Кимр), украшений и художественных изделий из ростовской финифти (Ростов Великий). Предполагается наличие таких же форм экономического поведения населения и во многих других местных обществах. Выявленные способы хозяйственно-экономического поведения населения находятся в неформальном и теневом сегменте экономики. Вероятно, основными факторами становления рассеянной мануфактуры как архаического экономического института являются, помимо экономического кризиса 1990-х годов, сохраняющиеся до сих пор негативные процессы в местной экономике, в том числе отсутствие рынка труда и чрезмерное регулирующее государственное воздействие на малый бизнес. Институциональными факторами, определяющими образование в местных провинциальных сообществах хозяйственно-экономических практик в форме рассеянной мануфактуры, предполагаются ресурсная уникальность локальной территории и/или уникальность промыслов местного населения.

2) Позаненко А.А. «Отдельная типа республичка»: структурные особенности пространственно изолированных локальных сельских сообществ (с. 31-55)

Аннотация. На севере России расположено значительное число сельских населенных пунктов, транспортное сообщение которых с внешним миром затруднено или в привычном понимании отсутствует, из-за чего многие деревни, села и поселки оказываются в пространственной изоляции. Обусловлена такая ситуация, с одной стороны, сжатием в провинции системы общественного транспорта, а с другой стороны, моноцентричностью организации дорожной сети как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и районов. Существующие описания социальной структуры современной российской северной деревни сделаны преимущественно по результатам обследований обычных, неизолированных населенных пунктов. В статье предпринимается попытка восполнить эту лакуну и выявить структурные особенности пространственно изолированных локальных сельских сообществ. Эмпирическую базу исследования составили материалы, полученные автором в 15 труднодоступных населенных пунктах 5 регионов европейской части России. Материалы собраны методами глубинного интервью (взято 63 интервью с местными жителями и 5 с внешними экспертами) и наблюдения, в том числе включенного. Исследование показывает, что изолированные сообщества по своей структуре отличны от обычного сельского Нечерноземья. Их демографический состав в целом схож с  составом аналогичных неизолированных сообществ, однако в ряде случаев в значительной изоляции наблюдается относительно низкий средний возраст населения (выше доля детей и молодых). Обитатели труднодоступных деревень выделяются образом жизни, в  том числе стратегиями получения средств к существованию, экологическим поведением, организацией хозяйствования. Изоляция обеспечивает местному населению ряд преимуществ, основным из которых можно считать отсутствие взаимодействия с контролирующими и опекающими органами власти. Отсутствие контроля позволяет жителям пользоваться наиболее доступными, эффективными и благоприятными для себя и сообщества способами получения средств к существованию, преимущественно теневыми и  ориентированными на присвоение природных ресурсов; отсутствие помощи, в свою очередь, стимулирует взаимную поддержку и самоорганизацию, что позволяет оперативно и успешно решать частные и общие вопросы. Эти преимущества положительно влияют на самодостаточность и жизнеспособность труднодоступных сообществ.