Репортаж об экспедиции в поселения родовых поместий
Участник студенческого выезда по университетской программе "Открываем Россию заново" поделился впечатлениями от посещения анастасийских селений
Гости анастасийства
Посетив поселения родовых поместий (ПРП) во Владимирской области, мы коснулись совершенно нового, незаурядного для российской среды явления. Анастасийские поселения становятся новой чертой в образе российской культуры. Идеи писателя Владимира Мегре, изложенные в цикле книг «Звенящие кедры России», тронули сердца тысяч наших соотечественников и сподвигли их бросить опостылевший город, блага цивилизации, сменить серые многоэтажки и сверкающие небоскрёбы на деревянные домики в глубине леса.
Экспедиция проходила под руководством преподавателя кафедры местного самоуправления ДГиМУ ФСН Артемия Позаненко
и его ассистентки, на тот момент ещё студентки второго курса магистратуры ГМУ ВШЭ Елизаветы Сидоровой. В экспедиционную группу вошли ещё десять студентов: большую часть составили представители всех курсов ГМУ, группа включила также студентов образовательных программ «Социология», «Бизнес-информатика», «Медиакоммуникации» и даже магистерской программы «Управление пространственным развитием». Поездка заняла 10 дней между 29 апреля и 8 мая, в которые мы посетили два поселения. Переезд из одного ПРП в другое поделил экспедицию на два почти равных периода.В первом поселении мы жили в гостевом доме одного из наиболее деятельных активистов ПРП; завтракали, обедали и ужинали всем коллективом в основном доме хозяина; нам составили такой чудный вегетарианский рацион, что отсутствия мяса никто и не заметил.
Чаепитие в хозяйском доме, Фотограф Алёна Куликова
Сразу же по приезде хозяин и его супруга провели экскурсию по поместью, а чуть позже все остановились на небольшой поляне, обустроенной лавочками и местом для костра, где нам поведали историю поселения. Мы узнали, как оно образовывалось, какие проблемы возникали на пути его развития, как менялось мировоззрение основателей.
Знакомство на поляне, Фотограф Алёна Куликова
Формат экспедиции предполагал тесный контакт с представителями культуры анастасийства; группы студентов по 2-3 человека были прикреплены к нескольким семьям, проживающим в поселении. Так в нашей научной деятельности появлялись элементы включенного наблюдения: мы жили в ритме поселения.
Первые впечатления студентов разнились. Кого-то погрузили в жёсткий рабочий режим, которым наполнена жизнь хозяина поместья. Кого-то первый день только угощали деликатесами собственного производства: пироги, хлеб с вареньем, иван-чай и т.д.
Самовар, Фотограф Лилия Галиева
Впоследствии никто не остался без дела, и даже самым гостеприимным поселенцам насущные хозяйственные вопросы не позволили целыми днями пить чай из самовара. Мы поняли, что этим людям некогда предаваться бесконечным прогулкам и размышлениям о жизни на природе, идеализированным в книгах Мегре. Все они когда-то были охвачены романтизмом беззаботной жизни «на земле», но бытовые вопросы взяли верх, и большинство поселенцев, особенно молодые отцы, поступились некоторыми анастасийскими убеждениями ради семьи: многие начали разводить животных, обзавелись телевидением и интернетом, хотя ранее были противниками технократии и животноводства. Многие разводят кур, кто-то – коз, кто-то – даже перепелок. Некоторые фермеры из поселений продают свои продукты (сыр, хлеб, яйца, молоко и т.д.) для заработка.
Домашние козы, Фотограф Лилия Галиева
На третий день нашего пребывания в поселении часть нашей команды попала на субботник, который проводился на территории, специально обустроенной для проведения различных мероприятий в поселении. Сначала все занимались общественно полезными работами (уборкой мусора). Считается, что совместный труд сближает, да и кто будет заниматься этим, если не поселенцы. Позже участники предались местным забавам: метали ножи, стреляли из луков; вечером был концерт: музыканты из Москвы играли фольклорную музыку. Подобные мероприятия служат поводом для съезда наиболее активных членов движения и привлекают туристов, обслуживание которых составляет одну из статей доходов ПРП.
Концерт московской группы, Фотограф Алёна Куликова
В первом поселении нам удалось сблизиться с поселенцами и хотя бы отчасти понять культуру анастасийства. Работая бок о бок с жителями ПРП на их участках, мы увидели образ их жизни и мысли: патриархальный уклад семей, каждодневный труд для осуществления планов по развитию поместий и поселения в целом, финансовую основу быта и т.д.
Находясь в ежеминутном контакте с анастасийцами, мы затрагивали такие темы, как структура доходов и расходов семей, планы на дальнейшее развитие хозяйства. Часто велись обсуждения жизни поселенцев до переезда в ПРП, в каких условиях они росли. В связи с этим, говорили мы и о условиях, которые они хотят обеспечить своим детям, о будущем детей с точки зрения родителей.
Далее нас ждал долгий путь во второе ПРП. Два пеших отрезка, старенький дизель и две электрички дались нам легко; последний этап нашей релокации представил собой 7 километров лесных троп, перемежающихся с бочажинами. Мы самостоятельно, хотя и под предводительством двух поселенцев, преодолели весь маршрут, и наша репутация осталась сухой, — только она и осталась.
Переезд из поселения в поселение, Фотограф Александра Канторович
Во втором поселении наша деятельность проходила в том же формате. Добавилась только вечерняя баня и купание голышом (так уж принято в поселении: полный контакт с природой), а вот питание сократилось вдвое: вечерами приходилось обходиться чаем со сладким, принесённым с собой. К тому же здесь ещё строже придерживаются вегетарианства.
Второе ПРП моложе первого и находится на этапе споров между поселенцами по поводу необходимости проведения сетевого электричества и покупки сельскохозяйственной техники (позже мы поняли, что поселения родовых поместий проходят одни и те же этапы развития).
Жители здесь более эмоциональные и испытывают сильное недоверие к городу и государству, многие из них верят в теории заговоров. Поселенцы детей в городские школы не возят и культурные мероприятия горожан не посещают, в отличие от жителей первого поселения.
Мы снова группами распределились по семьям, и мне в этот раз больше довелось работать, чем пить чай со сладким. После первого трудового дня весь экспедиционный коллектив собрался на лекцию, организованную одной из жительниц. Она посчитала необходимым рассказать нам о моделях принятия общественно важных решений. Особый упор она делала на модель социократии, в которой, по её мнению, как ни в чём другом, нуждалось поселение.
Позже тем же вечером мы отправились на развлекательное мероприятие поселенцев, которое проходит примерно раз в месяц на общем участке. На коллективную посадку кедров мы опоздали и сразу сели к костру слушать песни под гитару. Самой интересной частью вечера были игры: шишки-жёлуди-орешки, анюта-ванюта и т.д. Лишь еды не хватало на этом празднике.
Песни у костра, Фотограф Алёна Куликова
Постоянная критика анастасийцами городского быта угнетала некоторых из нас, но в то же время мы многому научились у этих людей. Кто-то пёк хлеб, кто-то варил шоколад, в конце концов, некоторые впервые сажали деревья.
В последний день нам удалось собрать основную часть поселенцев, с которыми мы проводили эти дни, чтобы все участники экспедиции могли задать свои вопросы; мы почувствовали напряжение, образовавшееся между некоторыми соседями: их видения идеального поселения расходились, и они давно уже предпочли спорам и конфликтам просто избегать друг друга. Когда один сосед делился своей мечтой о покупке трактора для нужд поселения, другой нервно скрежетал зубами. Интересно, что сами поселенцы рассказывали нам до этого, как их ПРП разделилось на север и юг в зависимости от отношения жителей каждой половины к техническому развитию территории. Тем не менее, существующая кооперация (например, создание артели по производству и сбыту экопродукции) вселяет надежду на то, что гражданская война им не грозит.
Артельный пресс, Фотограф Александра Канторович
В день нашего отъезда хозяин, в доме которого некоторые из нас жили, трое его старших сыновей и самый пожилой житель поселения проводили нас до электрички, чтобы заодно зайти в магазин и закупиться провизией на несколько дней вперёд. Когда мы уже стояли на перроне, один из студентов решил угостить всех нас колбасой и хлебом – этими продуктами он закупился в изрядном количестве. Дети хозяина, ограниченные в возможности потреблять мясную пищу, с большим воодушевлением принялись за угощение.
Анастасийская семья, Фотограф Ксения Данилова
В поездке мы столкнулись с совершенно иным взглядом на мир. Было интересно взглянуть на жизнь с позиции анастасийцев. Многие из ребят сблизились с поселенцами, так что покидать их было грустно. В памяти остались эти добродушные люди, их зелёные поместья, разговоры по душам под звёздным небом. И каждый из нас был бы рад снова посетить эти места.